О Конфуции

По преданию, Кун Цзы родился в Цзюйфу, в царстве Лу, 21 августа 551 до н. э. и жил до 479 до н. э. Его отец Шулян Хе, мужественный воин, имел 9 дочерей от первой жены и сына-калеку от второй. Поскольку никто из них не мог составлять жертвоприношения предкам, уже в преклонном возрасте Шулян Хе ушел от своей жены и попросил разрешения жениться на одной из трех дочерей семьи Ян, младшая из которых стала матерью Кун-цзы. Когда мальчику исполнилось три года, его отец умер. С раннего детства Кун-цзы проявил склонность к ритуалам и церемониям. Его семья была благородного происхождения, но по бедности в возрасте семнадцати лет он вынужден был занять второстепенную должность в государственной администрации хранителя складов и смотрителя пастбищ семейства Ци — одной из самых влиятельных аристократических семейств царства Лу. В то же время Кун-цзы стал учителем в традиционных школах, где дети обучались письму и арифметике, стрельбе из лука, управлению колесницами, музыке и ритуалам. Так началась его учительская карьера. Чтя Лао-цзы как учителя, он посетил его в Лои, духовной столице Китая того периода, и поставил вопрос о сущности ритуала. Разобравшись с Лао-цзы, Конфуций сказал своим ученикам: Я знаю, что птица летает, зверь бегает, рыба плавает. Того, кто бегает, можно поймать всилки, того, что плавает, в невод, того, кто летает – сбить стрелой. Что же касается дракона, то я еще не знаю, как его можно поймать! Сегодня я встретился с Лао-цзы, и он напомнил мне дракона. Кун-цзы с Лои царство Чжоу, вернулся в Лу, и количество его учеников возросло. Рассуждая в возрасте о пройденном пути, Учитель сказал: В пятнадцать лет я сосредоточил свои помыслы на учебе.

В тридцать я получил самостоятельность. В сорок я освободился от сомнений. В пятьдесят лет я познал Волю Неба. В шестьдесят я научился отличать правду ото лжи. В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца и не нарушал ритуала. На службе у правителя царства Лу Конфуций оставался всего четыре года (501-497 до н.э.), последовательно поднимаясь по служебной лестнице. Появился реальный шанс воплотить хотя бы часть учения на практике. Деятельность Конфуция-чиновника рассматривается как неотъемлемая часть самого учения, ведь личный пример играет в его учении решающую роль. Суждения имеют подкрепляться делами, тем более, когда речь идет о самом Учителе. Данные о деятельности Конфуция на посту управляющего уездом Чжунду крайне лаконичны: Прошел год с тех пор как Дин-гун назначил Кун-цзы управляющим Чжунду, и с четырех сторон все стали ему подражать. Позже он получает следующую должность – помощника начальника управления общественных работ, затем назначается да Сико – должность на уровне министра юстиции. В возрасте 52 лет он занял одну из высших правительственных должностей царства Лу. Его методы были настолько эффективными, что через три месяца он реорганизовал администрацию.

На этом высоком посту Конфуций находился около трех лет. За интриг правителей соседнего царства Ци, которые боялись усиления царства Лу, возбужден ритуал жертвоприношения в храме Земли и Неба, протестуя Конфуций, был вынужден покинуть свой пост и царство Лу. Вместе с Конфуцием из Лу ушли несколько десятков его учеников. Начались годы странствий, полные бедствия и испытаний. На девятом году судьба, словно сжалившись, послала Конфуцию воплощение долгожданной мечты – высшую правительственную должность, на которой умудренный опытом мыслитель мог бы реализовать свои знания. Однако, оказавшись перед моральным выбором, он как «благородный муж» отказался от должности, чтобы не нарушать своих принципов. Демонстративно отказавшись от службы в царстве Вэй, он посвятил себя преподавательской деятельности и изучению классической литературы. Еще через пять лет (в 484 до н. э.) он внезапно получил приглашение на родину в царство Лу, где о нем хлопотали его ученики. Вернулся Конфуций один, за год до этого в царстве Вэй скончалась его жена. Он снова набирает учеников, стараясь передать им свой идеал «благородного мужа». Учителя похоронили на берегу реки Сишуй, в том месте, которое он сам выбрал незадолго до смерти. Могила Конфуция стала местом паломничества: Будущие поколения построили храм Учителя, где были собраны: его одежда, головные уборы, музыкальные инструменты, бричка, книги Кун-цзы. Хорошо образованный самоучка, он пытался улучшить человеческое общество на основе традиционных ценностей.

Однако его влияние на людей было незначительным, и он отправился в путешествие с целью просвещения. Свое учение он изложил в произведениях, до сих пор является каноном конфуцианства. Согласно ему, праведную жизнь и особенно справедливое правление базируются на пяти «отношениях» — между правителем и чиновником, между мужчиной и женщиной, между отцом и сыном, старшим и младшим братьями, между друзьями. Центральная роль принадлежит семье как образцу государственного устройства. Учение Конфуция получило признание лишь через 200 лет после смерти. «Литературный сборник Конфуция» был опубликован после его смерти. За 300 лет после смерти философа его систему взглядов принято как доктрину Китайского государства. Основные взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). Европейцы познакомились с философией Конфуция благодаря Маттео Риччи, перу которого также принадлежит европейское имя мыслителя.